«Система капремонта сегодня — это абсурд»
В Свердловской области завершается очередной сезон капремонта. Но результаты работы неутешительны. К началу ноября 2016 года отремонтировано 1200 домов. или примерно 60% от плана. В некоторых домах жильцы буквально выгнали подрядчиков. Они, не укладываясь в сроки, продолжали делать ремонт в морозы, что, по сути, бессмысленно: краска и штукатурка все равно потрескается весной. Жители Екатеринбурга были свидетелями сотен историй, когда из-за плохой работы заливало квартиры, сводился на нет ремонт подъездов и буквально обваливались потолки верхних этажей. Почему система капремонта представляет собой театр абсурда и как вернуть здравый смысл — интервью депутата городской Думы Екатеринбурга Михаила Вечкензина.
— Михаил Валерьевич, как вы оцениваете результаты работы системы капитального ремонта на примере Екатеринбурга и Свердловской области?
Во-первых, надо сказать, что прежнее руководство Свердловского регионального фонда содействия капремонту (уволенный почти год назад Александр Караваев — ред.) не смогло добиться требуемых результатов и покинуло свой пост. Теперь его так никто и не решается занять. Есть исполняющий обязанности, но не факт, что он вступит в должность.
Аналогичная ситуация, я знаю, в Курганской области. Отсутствие кандидатов на эту должность красочно характеризует всю систему капремонта: не до конца отлаженный механизм, она содержит массу недоработок и подводных камней. Не удивительно, что никто не хочет брать на себя ответственность.
Во-вторых, качество подрядчиков оставляет желать лучшего. Об этом пишет и «URA.Ru», и ряд других СМИ. Зачастую возникает вопрос, где фонд берет таких подрядчиков? Как будто специально находят худших. Ради интереса можно зарегистрировать свою строительную компанию и попробовать принять участие в конкурсе. Мне кажется, что такую компанию никто не пропустит. И нас сразу
это должно наводить на нехорошие мысли о том, что к бюджету подпускают только «своих».
Некоторое время назад я с коллегами-депутатами посещал микрорайон Птицефабрики, где капитально ремонтировалось нескольких домов. У меня сложилось такое впечатление, что рабочие, приезжие из стран СНГ, вообще не понимают, что и зачем делают. При этом у них нет даже прораба. Где подрядные организации берут таких работников, тоже непонятно. На этот вопрос, мне кажется, должны ответить, в том числе, силовики.
В-третьих, существует программа капремонта, в которой для каждого дома установлен свой год для ремонта. Я считаю это не совсем правильным. Потому что у нас уже сегодня тысячи многоквартирных домов находятся в аварийном состоянии, обваливаются стены, разрушаются кровли, неисправны лифты. А капитальный ремонт для дома с подобными проблемами, например, установлен на 2035 год. Похоже, что система капремонтов была задумана в высоких кабинетах и потому далека от реальных нужд.
— Почему ремонт делается плохо?
Очевидно, что несовершенна система отбора подрядчиков. Фонд объявляет конкурс, затем получают заявки от строительных компаний. Принцип конкурса простой: кто дал цену ниже, тот и победитель. Но низкая цена не гарантирует ответственного подрядчика, который сделает работу качественно. Например, если среднерыночная цена кубометра доски стоит 4,5 тысячи рублей, а я вам говорю, что продам за 2 тысячи. Как выдумаете, какое у ней будет качество? В итоге в эту систему попадают худшие из худших. А результаты их работы хорошо известны, в том числе и по вашим новостям.
— Хорошо, а как влиять жителям на эту несовершенную систему капремонта?
Во-первых, нужно перевести отчисляемые капремонтные взносы на специальный счет. Это, конечно, не панацея, но даст хоть какой-то рычаг воздействия на капремонт со стороны жителей.
С его помощью восстановление жилища можно начать раньше, не дожидаясь того года, который указан в областной программе капремонта.
Во-вторых, в доме, конечно, должен действовать совет, в который должны входить активные жители. В фонде нет какого-то специального надзорного органа, который бы пристально следил за работами подрядчика. Представьте, на улице морозы, а рабочие штукатурят и красят фасад.
Сразу ясно, что в скором времени фасад начнет осыпаться. Но куда смотрят специалисты фонда? Похоже, им просто наплевать.
Поэтому без совета дома и неравнодушных собственников достойного качества работы не добиться. И мы знаем, что сегодня в десятках домов Екатеринбурга именно внимательные жители предотвратили халтуру.
В-третьих, нужно активнее работать с управляющими компаниями. Именно они хорошо знают состояние домов, знают, где и что нужно отремонтировать, видят все недоработки.
В-четвертых, если вы обнаружили, что в вашем доме делают некачественно капремонт, но на ваши замечания руководство компании-подрядчика не реагирует, то срочно звоните в средства массовой информации, обращайтесь в прокуратуру, в Госстройнадзор, в Фонд, в министерство ЖКХ.
— А как дисциплинировать подрядчиков?
Я бы предложил составлять «черные списки» подрядчиков. И включать туда не только название фирм, а и фамилии их учредителей. Не справился с работой, сорвал сроки, то лишаешься права работать в системе капремонта. На твое место придут другие, ничего страшного.
А чтобы не доводить ситуацию до такого, я бы ужесточил процедуру приемки. В ней обязательно должны участвовать не только специалисты управляющей компании, а ещё и представители совета дома либо старшие по подъезду. В этом случае подрядчики будут понимать, что они получают свои деньги не просто за то, что сделали все по смете, а за то, что сделали это качественно.
— Насколько прозрачна работа Фонда капремонта? Есть устойчивое мнение, что проверить чистоту работы этой структуры довольно сложно. Что нужно для того, чтобы исключить нарушения?
Да, на сайте отражается информация о том, сколько на данный момент собрано денег в фонде, в каких домах идет ремонт. Но для меня прозрачностью стало бы то, если бы для каждого отремонтированного дома была бы своя ячейка на сайте, и в ней любой житель этого дома мог бы оставить отзыв. А, кроме того, было бы указано, какая именно компания делала ремонт дома. Исходя из этих отзывов, ежемесячно бы составлялся некий рейтинг подрядчиков, он бы публиковался на сайте, рассылался бы в СМИ и так далее. Вот это прозрачность. А сколько собрали денег в фонд в целом — для обычного потребителя это мало что говорящие цифры.
— Некоторые считают, что в фонд можно вообще не платить, поскольку он общественный, а значит, и взнос в него может быть только добровольным и необязательным. Тем более, если система капремонта не приносит никаких результатов, а делает все только хуже. Так можно ли не платить?
Здесь я могу ответить только нормами закона. Согласно 155-й статье Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно сделавшие взносы на капитальный ремонт, обязаны возместить в фонд капремонта не только задолженность, но и проценты. То есть все должны вовремя уплачивать взносы.
Кроме того, иногда мои избиратели задают мне вопрос, а могут ли они отказаться от уплаты капремонта, если в их доме уже сделали ремонт. Я отвечаю, что отказаться от участия нельзя. Собственники общего имущества в многоквартирном доме не правомочны принимать решения об исключении МКД из региональной программы капремонта. Эта программа утверждена высшим исполнительным органом власти региона.
Но, с другой стороны, как простой житель, я хочу сказать, что ЖКХ — это сфера услуг. Если я пришел в столовую, меня покормили плохо, так что потом у меня живот заболел, то я могу отказаться от посещения этой столовой. Но в случае с капремонтами я ничего подобного не могу сделать.
Фонд капремонта нужен, но жители должны иметь возможность принимать в его работе самое деятельное участие и влиять на его процесс.
Ведь вся эта система существует только за счет взносов жителей. Тем более, они каждый год растут.
— Хорошо, а давайте порассуждаем о роли управляющих компаний в капремонте. УК лишь на стадии сдачи работы могут дать свою оценку проведенному. Но вообще даже это не обязательно. Главное, чтобы жители подписали.
— Управляющие компании были полностью устранены из этой системы, и это неправильно. Никто не знает проблемы дома лучше, чем специалисты УК. К тому же подрядчики очень слабо замотивированы на результат. Основная задача — получить подряд и быстро все сделать в соответствии со сметой. Почему быстро? Потому что за каждый день просрочки они платят пени. Подрядчиков совершено не волнует состояние дома, вопросы качества работы стоят на самом последнем месте. Были случаи, когда даже не убирают за собой строительный мусор.
Иное дело, управляющие компании. Им с этим домом еще работать, к УК все претензии — их телефоны и офисы известны. Жители всегда могут прийти к ним и потребовать переделать. А телефоны руководителей подрядных организаций чаще всего неизвестны, спроса с них нет. Поэтому я считаю, что необходима существенная доработка законодательства, чтобы учесть сложившиеся реалии.
— Что бы вы предложили поменять в существующей системе?
— Я бы предложил фондам при выборе подрядчиков приглашать к себе руководство управляющих компаний и обсуждать с ними процесс отбора. Никто другой не знает лучше жилой фонд, чем управляющая компания, которая годами его обслуживает.
По этой же логике нужно доверить управляющим компаниям право выбирать для капремонта подрядчиков и принимать участие в составлении сметы капремонта. Например, в доме все хорошо с утеплением крыши, но зато нужно установить двойные двери в тамбуре. А у фонда совсем другой список работ, в котором никак не отражается реальное положение вещей.
И, наконец, спрашивать с управляющих компаний легче. Это не фирмы-однодневки, их офисы и ЖЭУ находятся в шаговой доступности, с них всегда можно спросить, ткнуть носом в недоработки, заставить переделать. Для жителей это гораздо удобнее. Ведь капремонты делаются не для галочки, а чтобы жителям было удобно!
— К кому обратиться, когда не устраивает качество работы? В фонд, к руководству подрядчика, в прокуратуру, в Стройнадзор? С кого спрашивать, с кем в случае чего судиться?
— Идеальным было бы наделить полномочиями именно УК. Я считаю, что уже сейчас нашим депутатам как Госдумы, так и Законодательного собрания нужно принимать закон, который позволит управляющим компаниям влиять на процесс капремонта от начала и до конца. По крайней мере,
УК должны иметь право голоса при выборе подрядчика и полномочия аргументированно не принимать его работу.
Например, вы знаете, что на конкурс в Свердловской области заявилась компания из Тюмени? Как они здесь будет работать? Пришлет из Тюмени рабочих? Привезет стройматериалы, пригонит оттуда технику? Всем же понятно, что тюменцы наберут на скорую руку дешевую рабочую силу из стран СНГ, а технику арендуют. Есть другой пример. У нас в Свердловской области есть компания, которая одновременно делает капремонт в разных муниципальных районах. И как у нее получается так рассредоточить силы и сделать все качественно? Но это должен быть крупный холдинг, в котором работает несколько тысяч человек, есть своя техника, филиалы по региону. Но, как правило и скорее всего, это не так: налицо все признаки работы маленькой конторы, которая делает работу «на отвяжись». А все почему? Потому что она предложила самую низкую стоимость работ на конкурсе и получила подряды.
Нынешняя система позволяет происходить такому, мягко говоря, абсурду. Система капремонта сегодня — в целом похожа на абсурд. В то время когда управляющие компании, возможно, готовы и предоставить своих подрядчиков, и контролировать их.
— Есть гарантия, что включенность УК в систему капремонта поможет исправить ситуацию?
— Уже сейчас российское законодательство позволяет открыть специальный счет для каждого дома, куда будут перечисляться средства капремонта. Поэтому нужно более детально проработать эту норму, предоставить управляющим компаниям больше свободы для распоряжения денежными средствами капремонта, а также усилить контроль со стороны жильцов и контролирующих органов. Тогда будет решена проблема многих домов, требующих ремонта уже сейчас, а не в 2035 году.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!