Крупный чиновник рассказал об отношениях с ФСБ в «Фейсбуке*»
В УрФО неожиданный случай: после публикации в СМИ, уничтожающей социально значимую реформу в Тюменской области, ответственный чиновник не промолчал, сделав вид, что ничего не произошло, а вышел в публичное пространство с подробным объяснением, что и для чего он делает. Реакция на материал последовала публично, без попыток спрятаться за каким-то поводом. Это новый пример взаимоотношений власти и СМИ. Профессиональное сообщество спорит: нужно ли было нарушать привычную практику?
Активно обсуждаемые в Тюмени события произошли в середине недели, когда директор департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области Павел Белявский на своей странице в «Фейсбуке» (деятельность запрещена в РФ) выступил с подробным объяснением, какие реформы проводятся в его департаменте. Поводом послужил большой материал, вышедший в одном из уральских СМИ, где суть этих же реформ разбиралась на основе инсайдерской информации. В частности, рассказывалось, как Белявский отстранил от дел руководителя управления телекоммуникаций и связи Андрея Душина, несмотря на якобы имевшее место заступничество за последнего со стороны ФСБ, а также забрал в свои руки все нити управления информационной сферой жизни правительства региона, оттеснив пресс-секретаря губернатора, Ольгу Фролову.
В публичном ответе Белявский подробно описал рабочие взаимоотношения с Душиным, объяснив причины, почему работа в прежнем формате невозможна (задачи, стоявшие перед управлением выполнены, формат дальнейшего сотрудничества обсуждается), а после по пунктам разобрал все утверждения журналистов (о «звонках из ФСБ», «методах работы» своих руководителей), подчеркнул уважительный характер отношений с Фроловой и элегантно добавил «таблоидности», сообщив деталь: при входе в административное здание Белявский не отмечается карточкой. Сам материал Белявский назвал «дайджестом слухов».
Подобная реакция для региональной власти в новинку. Традиционный ход любой региональной администрации в России — стараться публично не реагировать на публикации в СМИ. Считается, что официальная реакция привлекает к материалу дополнительное внимание и правильнее его публично не заметить, ожидая, что «дело победит слово» и без реакции тема уйдет из информационной повестки. Журналисты не один год доказывают ущербность этой позиции, но их доводы расцениваются как «разводка» для поддержания актуальности скандальных тем и редко принимаются во внимание.
Поэтому ход Павла Белявского интересен и важен не только в контексте материала, но и как пример еще одного, нового для власти варианта взаимоотношений со СМИ.
Это очевидный риск для самого чиновника (не только потому что создает напряжение в отношении с отдельным СМИ, но и потому что выделяет его среди бюрократического сообщества, где выделяющихся не любят), тем более недавно начавшего работу и проводящего очень сложную и болезненную реформу важного направления.
Пока публично то, что чиновник ответил на нападки журналистов через соцсеть, сильнее всего это удивило, кажется, самих журналистов. Эксперт из тюменского медиасообщества, попросивший анонимности, чтобы не портить отношения с изданием-первоисточником, рассказал «URA.RU», что ему понравился современный подход Белявского. «Раз Белявский декларировал, что открыт, то так и действует, — отметил эксперт. — Меня поразило, что он опубликовал этот пост. Он прошел очередную проверку на соответствие своим принципам. Это говорит о том, что во взаимоотношениях со СМИ все будет по-новому».
В комментариях к сообщению Белявского отметилось немалое число действующих тюменских журналистов, мнения которых разделились. Часть представителей медиасообщества похвалила чиновника за открытость и оперативный ответ. Другие удивились, что авторы статьи не пришли на открытую встречу с Белявским (чиновник провел в январе несколько таких встреч со всеми желающими, собрав поочередно редакторов СМИ, простых журналистов, фотографов и видеооператоров, общественников и пресс-секретарей) и не задали интересующие вопросы.
Некоторые журналисты, например, Рим Арсланов, председатель совета директоров в Агентстве нефтегазовой информации, назвали выступление чиновника в соцсети «одной из первых его ошибок» на нынешнем посту. «Статья [вышедшая в СМИ] из разряда „ни о чем и обо всем“. Не считаю правильным отвечать на такие вещи», — написал Арсланов.
Сам Белявский так объяснил «URA.RU» свой ответ в социальной сети. «Если бы эта публикация касалась только меня, я бы не обратил внимания, — заявил чиновник. — Я не воспринимаю эту публикацию как нанесшую репутационный ущерб. Это такой жанр, где есть часть правды, например, имена действующих лиц, плюс выдумки, которые эти факты соединяют. Но у нас до сих пор проходит реорганизация, в статье упоминаются конкретные люди, работающие у меня, и я, как руководитель, обязан их защищать».
«Наш департамент отвечает за коммуникации областного правительства. И мы должны быть теми, кто пробует новое, ошибается, получает обратную связь, чтобы создавать стандарты, которыми будут пользоваться другие структуры», — объяснил Белявский.
«URA.RU» будет следить, изменится ли практика взаимоотношений прессы (как представителя запросов общества) и власти.
* деятельность запрещена в РФ
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Тюмени? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Темы Тюмени», чтобы узнавать все новости первыми!