Кто убирает Екатеринбург и сколько за это можно получить
Задержание главы Верх-Исетского района Александра Бреденко привлекло внимание к непрозрачному рынку муниципальных заказов на благоустройство Екатеринбурга. Если изучить муниципальные закупки, весь рынок поделен между несколькими фирмами. Они и их «двойники» устраивают друг другу конкуренцию на тендерах, чтобы конкурсы могли состояться.
Главу Верх-Исетского района Александра Бреденко задержали 21 февраля, когда чиновник получил взятку в размере 150 тысяч рублей. Как говорится в материалах дела, повод для незаконного вознаграждения — за «общее покровительство местному предпринимателю при исполнении муниципального контракта по санитарному обслуживанию территории Верх-Исетского района». Проще говоря, силовики подозревают, что чиновник отдал муниципальный подряд «своей» компании, а потом принял у нее работу, получив взамен откат.
Муниципальный заказ по наведению порядка в районе в теории устроен так: Администрация района (или одно из учрежденных ею подразделений) определяет, какие работы по благоустройству необходимо провести (уборка снега, покраска остановок, обрезка деревьев и так далее). Часть работ объединяется в лоты (например, уборка мусора и его вывоз). Районная власть объявляет тендер, на который заявляются все компании и отдельные предприниматели, у которых есть техника, опыт, средства на обеспечение заявки (около 10% от объявленной суммы). Потом фирмы соревнуются по цене и объемам, которые могут выполнить за предложенные — как правило, очень небольшие для таких работ — деньги (но зато бюджетные, гарантированные — что архиважно в кризис). Специально созданная комиссия из членов администрации выбирает подрядчика, который обеспечит лучшее качество по минимальной цене.
Реальность далека от этой схемы. В Екатеринбурге не больше десяти игроков по благоустройству, которые обслуживают все районы города сразу. У них есть по две-четыре аффилированных фирмы, регулярно пересекающихся на конкурсах.
Самым крупным контрактом, который был разыгран администрацией Верх-Исетского района, стал тендер более чем на 36 миллионов рублей. Судя по сайту госзакупок, это первый комплексный контракт, не разделенный на несколько лотов. В один были объединены все работы по санитарному содержанию территории Верх-Исетского района в 2017 году и в январе 2018 года: вывоз мусора, снега, газоны, очистка урн и так далее.
Например, очистка одной металлической урны ежедневно обходится бюджету в 459 рублей. По некоторым данным, именно этот контракт привел к уголовному делу Бреденко.
Всего в конкурсе участвовало пять человек, однако допущены к тендеру были два индивидуальных предпринимателя: Владимир Силин и Николай Кладов (остальные участники были анонимными). Что характерно, бизнесмены немного сбили цену контракта с 36,6 млн рублей до 36,4 млн рублей и предложили одинаковую сумму, совпадающую до копеек.
Контракт получил Владимир Силин, учредитель общественной организации «Екатеринбургский Совет по развитию территориального самоуправления». У его ИП, зарегистрированного менее двух лет назад, два выигранных контракта, на общую сумму в 45 млн рублей. Первый, на девять миллионов рублей, тоже касается благоустройства в Верх-Исетском районе.
У Силина, кроме его собственного ИП, есть также компания «Гарант» — она сейчас находится в стадии ликвидации. Из 15,5 млн рублей госконтрактов, разыгранных администрацией района в 2013 году, «Гарант» победил во всех. Сам Силин вышел из состава учредителей компании в 2013 году, больше она в тендерах не участвовала. В 2014 году Силин основал фирму «ГАРАНТ» — она тоже сразу же стала участвовать и побеждать в муниципальных контрактах, которые заключал Верх-Исетский район на разные виды благоустройства. До этого у Силина была фирма «Гарант-строй», которая также выигрывала тендеры на благоустройство в том же районе.
Известен на рынке городского благоустройства и второй участник крупных торгов. Предприниматель Николай Кладов, судя по документам, больше специализируется на благоустройстве Орджоникидзевского района. Он часто участвует и побеждает в конкурсах, организуемых местной администрацией, — как сам, так и как учрежденные им лица и его партнеры по бизнесу.
В одной из фирм, «ПлатинаСтрой», партнером Николая Кладова является Алексей Пьянков (тезка экс-главы МУГИСО). Эти люди и их компания неоднократно становились победителями муниципальных контрактов на благоустройство в разных районах города. Иногда они составляли друг другу конкуренцию на конкурсах. Например, в 2016 году: на уборку Уралмаша на 6 млн рублей или на благоустройство участка по улице Анри Барбюса на 9 млн рублей участвовали как сам Кладов, так и учрежденная им фирма «ПлатинаСтрой». Победил в обоих случаях Николай Кладов.
«ПлатинаСтрой» не остается без госконтрактов. Например, фирма сумела опередить даже крупнейшего застройщика Екатеринбурга, «Атомстройкомплекс», в конкурсе на строительство снегоприемного комплекса на Уралмаше. А в конкурсе на ликвидацию несанкционированных свалок в Октябрьском районе сумела обойти специализирующееся на такого рода работах ЕМУП «Спецавтобаза».
Частым соперником компаний Кладова на торгах является фирма «Благстройсервис». Она учреждена в июле 2015 года, зарегистрирована в квартире на улице Восстания в Екатеринбурге. Ее учредитель — Константин Зернов. «Благстройсервис» настолько быстро зарекомендовал себя на рынке, что уже через месяц после регистрации взял муниципальный контракт на вырубку деревьев в Верхней Пышме. Его конкурентами вполне предсказуемо было ИП Алексей Пьянков. В части конкурсов конкуренцию «Благстройсервису» составляла ИП Светлана Зернова и уже знакомое «ПлатинаСтрой».
У Зернова есть и еще одна фирма — ООО «Мегаполис». Как и «Благстройсервис», ее учредили в июле 2015 года, позже на неделю, но по тому же адресу в квартире на Восстания. Если фирмы, которые мы описывали ранее, регулярно побеждали в торгах, то «Мегаполис» за полтора года ни разу не выиграл ни одного контракта. Хотя постоянно в них участвует, составляя конкуренцию, например, Пьянкову. Наблюдатели объясняют: по законам, регулирующим госзакупки, если в конкурсе менее одного участника, то тендер может быть признан несостоявшимся.
Подобные случаи распространены и на других районных тендерах. Так, спецтехнику для уборочных работ чаще всего по госконтрактам, объявленным в Орджоникидзевском районе, поставляет фирма «Алдра» Александра Дранкова. На части контрактов «Алдра» конкурирует с Николаем Кладовым.
Иногда «Алдре» конкуренцию составляет ООО «Микс» — учрежденное в октябре 2015 года с уставным капиталом в 10 тысяч рублей. Уже через два месяца оно выиграло контракт на 5,5 миллиона — на предоставление самосвала на шасси и бульдозера с обслуживающим персоналом для нужд МБУ «Орджоникидзевский ДЭУ». Разумеется, обошла она «Алдру».
Другие примеры — в объявленном Ленинской администрацией конкурсе на содержание металлических ограждений в Юго-Западном и Академическом микрорайонах победила фирма «Вега-СК», учрежденная ровно за два месяца до этого. Конкуренцию ей составлял «Благстройсервис».
В Чкаловском районе самые крупные контракты достаются ИП Иван Рыцев. Например, в конце 2017 года он из двух контрактов на благоустройство района на общую сумму в 27 млн рублей выиграл тендер на 19 млн рублей. Ранее он был учредителем сразу в нескольких жилищных кооперативах в Чкаловском районе Екатеринбурга, а также регулярно выигрывал в тендерах на благоустройство территории.
«Все эти случаи — свидетельство системных проблем в муниципальных тендерах. Когда конкурсы на самом деле превращаются в тихое распределение фирм между несколькими фирмами и высокопоставленными служащими — как видно из дела Бреденко», — говорит источник, близкий к системе закупок. Масштаб проблемы описывает цифра: всего из бюджета Екатеринбурга в 2017 году по статье «Благоустройство» планируется потратить более 775 млн рублей.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!