Почему сетевикам надо присоединять малый бизнес за 90 дней
К концу этого года, по замыслу властей, российский малый бизнес должен расцвести. На помощь ему придут 12 целевых моделей по упрощению процедур ведения бизнеса. Так, местные власти и сетевые организации обязаны сократить сроки технологического присоединения новых потребителей-юрлиц до 90 дней. При этом услуга должна быть доступна через Интернет, а ее стоимость совершенно прозрачна. Насколько реально выполнить свердловскую дорожную карту целевой модели по техприсоединению, рассказала заместитель главного инженера по развитию и технологическому присоединению АО «Облкоммунэнерго» Наталья Пыжьянова.
— Наталья Николаевна, если честно, словосочетание «целевая модель» многих ставит в тупик. Давайте начнем с ликбеза — что это такое?
— Целевая модель — это комплекс действий, которые должны привести к намеченному результату. Та целевая модель, о которой мы говорим, «Технологическое присоединение к электрическим сетям», — это одна из 12 моделей по упрощению процедур ведения бизнеса в стране, принятых правительством России. Для ее реализации в регионе разработана дорожная карта, проще говоря, детальный план действий — что и как должны предпринимать региональные власти, муниципалитеты, сетевые организации для сокращения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств мощностью от 15 до 150 кВт включительно. То есть мы говорим о малом и среднем бизнесе. Ключевой показатель, обязательный к выполнению до января 2018 года, — присоединение заявителя за 90 дней. В этот период входит всё — и наши работы по проектированию и строительству сетей, и закупки, и согласования с муниципалитетами, а также нашими смежными организациями.
— Но это же очень жесткие условия!
— Да, если учесть, что сейчас в среднем по России это более 400 дней — где-то больше, где-то меньше. Кроме того, целевая модель содержит огромное количество обязательных для выполнения условий, так называемых факторов. Например, сетевая компания должна обеспечить прозрачность расчета платы за техприсоединение — этот механизм должен быть понятен заявителю. Для этого на едином региональном интернет-портале (у нас это РЭК) размещается калькулятор, и любой заявитель может ввести туда свои данные и увидеть стоимость услуги. Для удобства мы разместили ссылку на регулятора на своем сайте.
Все по той же дорожной карте к концу года не менее 70% заявок на техприсоединение должно идти через личный кабинет
Все эти показатели попадают в общий отчет правительства Свердловской области. Границы мониторинга установлены по городам с населением свыше ста тысяч человек. В нашей области в мониторинг вошли четыре города: Екатеринбург, Нижний Тагил, Первоуральск, Каменск-Уральский. Так что именно по информационным срезам в этих городах будут судить о ситуации в регионе в целом. Но реализовать задачу мы должны в каждом из уральских муниципалитетов.
— Кто является участниками процесса, и какие обязательства на них возложены?
— Я уже говорила, что это власти и электросетевые компании. Большая доля ответственности возложена на муниципалитеты, ведь во многом процесс выполнения обязательств по строительству сетей напрямую зависит от сроков получения исходно-разрешительной документации (ИРД). Так, целевая модель предполагает, что совокупный срок предоставления исходно-разрешительной документации и согласований должен составлять 10 дней. Только при соблюдении этих условий мы сможем обеспечить заданные сроки строительства. Все это подробно прописано в «Факторах и показателях целевой модели».
— Готовы ли к этому города?
— У них, собственно, нет выбора. Они обязаны будут внести изменения в свои административные регламенты, скорректировав сроки. Например, сейчас во многих муниципалитетах на выдачу разрешения на использование земельного участка отведено 25 дней, а дорожная карта предписывает делать это за семь. То есть сроки должны быть сокращены в три раза! И тут будет недостаточно просто переписать регламент, по нему придется работать. А под это необходимы немалые ресурсы. Нередко на местах работает всего один специалист, у него огромные объемы документальной работы. И понятно, почему на этот этап уходит не день и не два, а порой целый месяц.
— Какой бизнес попадает в работу по новой модели?
— Это именно малый бизнес — небольшие магазины, киоски, мини-рынки, небольшие производственные цеха.
— Скажите, срок в 90 дней — он касается правил техприсоединения к уже существующим сетям или же речь идет о новом строительстве?
— Если бы у нас было опережающее строительство сетей под перспективные планы развития территорий, тогда, конечно, можно было бы присоединять объекты заявителей даже за месяц. Но, как показывает практика, заявители всегда появляются в самых неожиданных местах. Таких примеров масса. Представьте, обычная деревенская улица, посередине пустырь, бытовых потребителей снабжает одна воздушная линия. И вот кто-то захотел поставить там магазин. Дело, конечно, хорошее и нужное. Но для этого необходимо построить новые сети, поставить подстанцию. И подключить к ней заявителя за 90 дней, пройдя все согласования, в том числе со смежными инфраструктурными организациями, и выполнив работы в полном соответствии с требованиями Земельного и Градостроительного кодексов.
— И что вам кажется самым сложным во всей этой цепочке?
— Это, конечно, согласование со смежниками — владельцами магистральных сетей (тепловых, водопроводных, газовых), дорожниками — с Автодором и РЖД. У них существуют свои сложные регламенты, которые невозможно игнорировать при строительстве электросетей рядом с важными инженерными объектами. И у них нет обязанности эти правила менять. По крайней мере, на данный момент. Поэтому, если на изменении регламентов работы муниципалитетов мы сможем сэкономить до 45 дней, то вот по крупным инфраструктурным организациям длительность согласований затягивается на месяцы. Например, с РЖД очень сложно работать — там бытовые сети считаются непрофильной деятельностью.
— Наталья Николаевна, а что будет со стоимостью техприсоединения для того же малого бизнеса?
— Для этой категории заявителей с 2015 года уже действует льгота — они оплачивают всего 50% стоимости строительства сетей от объекта до точки присоединения. А с 1 октября 2017 года потребитель, который подал заявку на присоединение сетей напряжением до 150 кВт, не будет оплачивать эти работы вообще. На нем останутся только мелкие расходы по оформлению документации.
Это, безусловно, хорошо, что для бизнеса так много послаблений, но мы как сетевая организация боимся злоупотреблений
Этот риск довольно высок. Например, потребители могут начать запрашивать большие мощности там, где они не нужны, надеясь получить льготу.
— У других сетевых организаций ситуация такая же?
— Больших отличий нет, мы все в одной лодке. Достичь ключевых показателей к концу года обязаны в равной степени все, и ряд пунктов дорожной карты нами уже совместно реализован. Смотрите, многие процессы уже оптимизированы, правовые механизмы все время совершенствуются, стоимость техприсоединения для льготников снижена. Остальные задачи нам тоже по силам. И, вы знаете, по сути, дорожная карта-2017 уже сделала главное — встряхнула муниципалитеты, замотивировала персонал сетевых организаций и их руководителей на активную работу. Количество этапов мы сообща уже сократили, очередь за сроками.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!