«Сегодня меня разбудили крики сепаратистов»
На несколько суток Испания стала главным поставщиком новостей о геополитике. 1 октября в регионе Каталония (столица — Барселона) прошел референдум об его отделении от Испании. Федеральные власти не признают эти выборы, по местным данным, на избирательных участках проходили стычки с полицией. Власти Каталонии сейчас говорят о 844 пострадавших. Шеф-редактор «URA.RU» Иван Некрасов, отдыхающий в Барселоне, стал свидетелем происходящего и без купюр рассказывает, что происходит.
Барселона, где я сейчас нахожусь, совсем не изменилась для туристов, которые бывали тут раньше: гастрономия, фестивали, променады. Но, кроме этих примет, появились новые. Ежедневно, куда бы ни пошел, я делю улицы города с демонстрантами, желающими, чтобы Каталония отделилась от Испании. Сотни людей с флагами бунтующего региона проходят уверенно, шумно, но мирно.
Я приезжал в Барселону полтора года назад и демонстраций не видел. Конечно, и тогда много говорили о желании части каталонцев отделиться от Испании. Но это воспринималось как часть местного фольклора.
История может показаться близкой для некоторых уральских регионов. Каталония традиционно приносит около четверти ВВП всей Испании, опережая даже столицу. Но своими доходами в полной мере не распоряжается, получая из испанского бюджета меньше, чем отдает. Так, лозунг «Хватит кормить Мадрид!» (местный эквивалент — «Мадрид нас грабит!») вызвал подъем интереса к региональной истории и языку (или диалекту испанского — это уже споры местных жителей).
В подтверждение несогласия с политикой мадридских бюрократов барселонцы вешают на дома каталонские флаги (у них есть название — эстелада). Они много лет будто обязательный предмет экстерьера. Сейчас также буднично можно относиться к акциям протеста: на площади Каталонии, главной в Барселоне, в последние дни, кажется, даже не убирают сцену и аппаратуру. «Независимость», — как-то коротко объяснил мне один официант, почему толпа идет и кричит лозунги. Учитывая, что никакую опасность демонстранты не представляют, к их явлению, правда, быстро привыкаешь.
Каждый вечер я слушаю кассоладу — так называется акция, когда в 22:00 сторонники независимой Каталонии ритмично стучат чем-нибудь металлическим. Большинство выходят на балконы с кухонной утварью и пока не устанут, бряцают ею каждый на свой лад. Если заветное время застало каталонца в баре, он не растеряется и будет стучать зажигалкой о стол. Если за рулем — сигналить.
Количество протестующих говорит о том, что намерения у каталонцев серьезные. 29 октября я видел гигантский митинг на площади Испании. От нее отходит просторный проспект, построенный к Экспо 1929 года, на котором оказалось очень удобно протестовать. На сцене выступали политические лидеры вперемешку с национальными каталонскими коллективами. Поведение публики напоминало происходящее в Москве в 2011 году. Все вели себя добродушно, приходили с детьми, танцевали и обнимались. Даже учитывая безапелляционность лозунга «Мы будем независимой страной!», который, казалось, с площади скандирует весь город.
Смекалистые иммигранты (кажется, единственные безучастные свидетели происходящего, кроме туристов) пытались продавать эстеладу. Но расхватывали флаги только у организаторов митинга — как Каталонии, так и с лозунгами «Democracia!» и «Si!» («Да!»). «Да» — предлагаемый ответ на вопрос референдума, который прошел 1 октября: «Нужно ли отделиться Каталонии?» А «Демократия!» — реплика испанским властям, которые считают референдум нелегитимным.
Противники сепаратистов, которые живут и в Барселоне, на референдум вообще решили не ходить. Один из них, владелец небольшого кафе на пляже, объясняет мне, что таким шагом он лишь подтвердит легитимность выборов. Но и выходить на улицу не хочет: его все устраивает.
Поэтому интересы Испании защищают вяло и порой топорно. Например, по ТВ показывали, как в каталонском Фигерасе, городе Сальвадора Дали, прошла акция по целованию флага Испании. Также я слышал от местных, что федералы закрыли несколько оппозиционных сайтов и объявили, что будут наказывать мэров, помогающих организации референдумов. Но вряд ли это можно назвать борьбой: главное здание университета Барселоны как было обклеено листовками «Democracia!», так и продолжает выглядеть дворцом анархии.
Тем удивительнее читать о происходившем вчера на референдуме об отделении Каталонии. По данным властей Каталонии, испанская полиция агрессивно препятствовала волеизъявлению, число пострадавших достигло 844 человека.
1 октября я был в городе Таррагона и стычек не заметил. В полдень жители стояли в два на 130-тысячный город участка, чтобы проголосовать. Очереди занимали целые кварталы, несмотря на то, что каталонцы вставали в «змейку» и уже держали в руках заполненные бюллетени (организаторы разрешили распечатывать их самостоятельно).
Я спросил человек десять, «почему пишут о стычках, если все мирно». Почти все ответили о желании испанских властей удержать богатый регион. «Они еще раз подтвердили мое решение. Я не хочу жить в этой стране», — сказал мужчина средних лет в очереди. Двое собеседников предположили, что стычки с полицией — провокации радикалов, которые есть в стане сторонников независимой Каталонии.
Вечером 1 октября я вернулся в Барселону и застал главную площадь празднующей. Горожане размахивали своими «Si!», а полиция лишь следила за порядком со стороны.
В это время на большом экране каталонские власти говорили о победе. Утренние данные подтвердят: явка — 42,3%, 90% проголосовали за отделение Каталонии.
Что дальше? «Хороший вопрос, — сказал мне молодой парень Даниель из толпы. Он с подружкой „пришел закрепить победу“, хоть завтра работать. — Каталонские власти будут носить бумажки, подавать апелляции, Испания будет их опровергать. И так бесконечно».
Участники ночного митинга постарше объяснили мне: даже чудом получив независимость, Каталония не сможет войти в Евросоюз — Испания наложит вето. А выход из ЕС для экономики Каталонии, по их словам, куда ощутимее «недостачи» из Мадрида.
— А для чего тогда все это: митинги, референдум?
— А кто-то придумал лучше?
Хотел спросить то же у рядом стоящего мужчины в плаще-флаге, но на площади Каталонии снова скандируют: «Мы будем независимой страной!» Накричавшись со всеми, в конце концов, он ответил: «Слышал этот лозунг? Он будет вечным».
Сегодня меня разбудили крики сепаратистов. Наверное, мужчина был прав.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.