Кобылкину передали папку. Главам есть о чем подумать
На Ямале опубликован рейтинг эффективности работы глав в 2016 году. Мэров традиционно оценивают по нескольким показателям, сбойку делает департамент экономики округа. Оцениваются в том числе зарплаты, работа муниципальных предприятий, миграция, занятия спортом, ЖКХ, очередь в школы и доступность детских садов. Однако инсайдеры говорят, что по нему можно в целом судить о качестве работы чиновников на территории.
Лидерами падения стали Губкинский и Пуровский район. Губкинский — на 12-м месте. Новый глава, Сергей Бурдыгин, возглавил город в конце 2015 года, сменив старожила ямальской политики Валерия Лебедевича. Эксперты отмечают, что снижение общего рейтинга в большей степени связано не с провалом по отдельным показателям, а с отсутствием значительной положительной динамики. Впрочем, причины этого были заложены еще при предыдущем главе.
В 2016 году в городе широко обсуждалась тема относительно новой школы, которая пошла трещинами. Введенная при Лебедевиче, она простояла всего 10 лет, у надзорных органов возникли вопросы по качеству приемки. С этим наследством Бурдыгину пришлось разбираться совместно с комиссией, которая выезжала в город из округа. По планам ремонт школы должен завершиться в следующем году.
Другим вызовом для нового главы стала нехватка врачей в детской поликлинике, которая вынудила жителей города писать петиции и жаловаться вышестоящим органам. Актуальным вопросом текущего года стало отсутствие готовых земельных участков для строительства жилья.
Для главы Пуровского района Андрея Нестерука текущий рейтинг также стал первым по результатам его работы после избрания депутатами в декабре 2015 года. Под его руководством район переместился со второго места на шестое в общей группе.
В СМИ район запомнился в прошлом году объединением администраций Тарко-Сале и района, не все тогда оказались довольны распределением постов. Жители поднимали вопросы по недостроенной набережной в районном центре, высказывались претензии в адрес тогдашней главы поселка Пуровск Натальи Суховей, которую осенью прошлого года в результате победы на выборах сменил Владимир Никитин, были вопросы и по качеству воды. Помимо этого, в 2016 году в Пуровском районе голодали вахтовики из-за невыплаты зарплат.
Согласно экспертным оценкам, в рейтинге главу подвели падение собственных доходов района и недостаточная известность его работы в поселениях. «У главы (Андрея Нестерука — ред.) недостаточная известность среди населения. Летом проводились рабочие совещания при губернаторе по развитию сельских территорий. Рассматривали детально точки, требующие внимания. Главе была поставлена задача активизировать работу с населением», — комментирует инсайдер «URA.RU» в правительстве автономного округа.
Наблюдатели полагают, что новым главам в Губкинском и Пуровском районах изначально было непросто из-за сильных позиций предыдущих глав. «Есть проблемы там, где ушедшие главы имели высокий рейтинг. И Лебедевич, и Скрябин пользовались высоким доверием населения. Их отставки не прогнозировались, как, например, в Лабытнанги или Ноябрьске, где был запрос на смену глав. Новым мэрам пришлось входить в работу с изначально высокими запросами населения», — говорит один из собеседников агентства.
Другие новички среди руководителей муниципалитетов, глава Лабытнанги Марина Трескова и Ноябрьска Алексей Романов, практически остались на прежних позициях. В Лабытнангах прошлый год был тяжелый из-за большого количество пожаров, один из которых унес жизни 9 человек. В текущем году муниципалитет в позитивном ключе звучит в рамках проведенной большой работы по благоустройству муниципалитетов, однако результаты этой работы будут видны только в оценках текущего года.
Всегда неспокойный Ноябрьск поднялся вверх на одну позицию по сравнению с 2015 годом. Смена команды в нефтяной столице и приход нового сити-менеджера Алексея Романова снизили количество претензий в адрес местной администрации. В качестве положительной динамики отмечается рост численности субъектов малого и среднего бизнеса на 19%, среди показателей, требующих внимания, — объем инвестиций. Кроме того, в городе есть нуждающиеся в ремонте социальные объекты, актуален вопрос второй смены в школах.
Замыкает рейтинг в общем списке Шурышкарский район. Однако эксперты не ждут отставки Андрея Головина, отмечая, что многие показатели для района трудновыполнимы. Из достижений: в районе самая маленькая очередь в детский сад. Проблемные вопросы — объем инвестиций и отсутствие дорог, отвечающих нормативным требованиям. В первом случае это объясняется сельскохозяйственной спецификой территории, во втором — ничтожно малой протяженностью дорог как таковых.
Значительно выросли в 2016 году Новый Уренгой и Тазовский район. Газовая столица России поднялась с пятого на первое место. Это обусловлено рекордным ростом числа представителей малого и среднего бизнеса в городе. Здесь, как и в Надымском районе, зафиксированы наибольшие зарплаты. Очевидно, с этим связан тот факт, что во всех муниципалитетах, кроме Нового Уренгоя, наблюдался миграционный отток.
В пресс-службе правительства Ямала заметили, что наибольший вклад в результат Нового Уренгоя также внесли уменьшение очереди в детсады и небольшой рост доверия населения.
Стабильно высокую общую эффективность демонстрируют управленческие команды Муравленко (на четвертом месте) и Красноселькупского района (вторая строка). В первом случае, отмечают инсайдеры, речь идет о личных менеджерских качествах Александра Подороги, который сумел выстроить рабочий механизм, во втором — о лоббистских возможностях Василия Паршакова, который считается крепким хозяйственником и демонстрирует умение привлекать на территорию окружные субсидии. На территории района за счет окружных денег, например, строят аэропорт, запустили лесопилку. Рывком года для Красноселькупского района стала постановка на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами.
«Очень живой, активный глава. Растет за счет грамотной работы по выделению земельных участков», — комментирует собеседник «URA.RU» в кругу правительственных чиновников.
На третьем месте Ямальский район. В пользу Андрея Кугаевского сыграло увеличение объема инвестиций, что объяснимо — на территории строится порт Сабетта, «Ямал СПГ» и действует Новопортовское месторождение. Другой позитивный показатель — рост удовлетворенности жителей деятельностью органов самоуправления, что связывают с большой работой, проделанной главой в период и после ликвидации вспышки сибирской язвы.
Выросшую эффективность Тазовского района (он на пятом месте против десятого в 2015 году) собеседники связывают с ростом динамики по привлечению инвестиций, в прошлом году «ЛУКОЙЛ» там запустил новое месторождение. Тут сыграла роль экономическая статистика, для которой важно хоть небольшое, но улучшение.
Любопытен показатель Салехарда, который в 2015 году был одиннадцатым. По итогам 2016 года он стал седьмым. Согласно диаграмме, население в 2016 году стало лучше относиться к работе сити-менеджера Ивана Кононенко и его команды. Столица Ямала получает субсидии, пользуется близостью к окружной администрации и смогла улучшить некоторые экономические показатели. В частности, выросло число дорог, соответствующих нормативным требованиям, снизилась очередность в детские сады.
Надымский район смог подняться на несколько позиций до девятого места, что не может не радовать главу Леонида Дяченко. Похоже, главе района удалось разрулить ситуацию внутри элиты, когда некоторые бывшие чиновники пытались его критиковать через местные социальные сети и даже организовать петицию за отставку мэра. По итогам оценки глава района демонстрирует рост доли населения, удовлетворенного его деятельностью, также увеличилась численность жителей, улучшивших свои жилищные условия.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ЯНАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Округ белых ночей», чтобы узнавать все новости первыми!