К чему приведет шантаж нефтяников, требующих «льготы, как у Сечина»

Власти ХМАО взяли на контроль ситуацию с дочерними обществами нефтяной компании «Русснефть». Один из совладельцев предприятия, Михаил Гуцериев, ранее пригрозил уволить три тысячи своих сотрудников, работающих в регионе. Бизнесмен написал ряд писем в адрес Министерства энергетики РФ с просьбой вдвое снизить ставку НДПИ для месторождений его компании. Срок запрашиваемой льготы — 20 лет.
Как сообщили «URA.RU» в департаменте общественных и внешних связей ХМАО, вопрос налоговых льгот по НДПИ решается на федеральном уровне и не относится к компетенциям региона. Но тем не менее, за ситуацией следят. «По данным на сегодняшний день, от компании „Русснефть“ не поступало официальных заявлений о сокращении сотрудников. На территории округа предприятие работает в штатном режиме», — комментируют в ведомстве.

По версии «Русснефти», под угрозой увольнения оказались работники «Варьеганнефти» и «Аганнефтегазгеологии». Предприятия находятся в Радужном и Новоаганске. Население — 43,1 тысячи и 9,6 тысячи человек, соответственно. Как передает РБК, Михаил Гуцериев объясняет сложившуюся ситуацию высокой обводненностью месторождений нефти, из-за которой дальнейшая разработка приведет к убытку почти 1 млрд рублей в 2018 году.
Просьба Михаила Гуцериева основана на практике, ранее осуществленной госкомпанией «Роснефть». Ее президент Игорь Сечин сумел добиться от правительства Дмитрия Медведева уникальных льгот для Самотлорского месторождения в Нижневартовском районе. Кабмин согласовал компании уменьшение НДПИ на 35 млрд рублей на 10 лет. Роснефть взамен пообещала увеличить добычу нефти и в будущем компенсировать выпадающие доходы бюджета. Вслед за федеральными послаблениями, компания получила льготы по налогу на имущество от правительства губернатора Натальи Комаровой в Югре. Они распространяются также только на Самотлор.
По оценкам источников агентства в профессиональном сообществе нефтяников, жест Гуцериева говорит о том, что менее крупные нефтяные компании восприняли опыт Роснефти как возможность вступить в переговоры с государством по вопросу получения аналогичных льгот.
«„Роснефть“ — это компания, к которой на территории Югры особое отношение. Все новые тренды сначала реализуются у них, а потом могут применяться другими недропользователями», — объясняет ситуацию владелец небольшой нефтяной компании из ХМАО, попросивший об анонимности.

Главенствующую позицию Роснефти в семье югорских нефтяников также отмечает руководитель регионального отделения организации «Опора России» Владимир Зиновьев. Именно госкомпания, к примеру, поддерживает в регионе так называемое «правило 100 дней» — систему расчета добывающих компаний с подрядчиками. Согласно ей, нефтесервисники получают деньги за выполненные работы в течение соответствующего временного периода, что вынуждает их за неимением оборотных средств брать кредиты в банках.
«Нефтяникам эта система удобна. Вы получаете услугу сейчас, а платите за нее потом. А сервису работать на Севере крайне тяжело. Рентабельность невысокая. Техника быстро выходит из строя. Если великая и могущественная Роснефть скажет завтра: расплачиваемся в течение 30 дней, то и все другие будут на нее смотреть. Бизнес сразу оживет», — говорит Зиновьев в разговоре.
Президент Союза нефтегазопромышленников России, первый замминистра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР, Генадий Шмаль отмечает, что льготы, полученные Роснефтью связаны исключительно с уникальностью Самотлора. После неправильной эксплуатации месторождения в СССР производство требует миллиардных вложений.
«Сегодня обводненность на Самотлоре достигает 97%. Представьте, что вы добыли тонну жидкости, а там 970 килограммов воды и всего 30 килограммов нефти. Поэтому, конечно, стоимость этой нефти достаточно высока. Без тех стимулов, которые сейчас есть, добывать ее невозможно. Поэтому каждое месторождение уподобиться Самотлору не может и не должно», — резюмирует собеседник.
По мнению политолога Александра Безделова, действия Михаила Гуцериева больше похожи на авантюру, которая едва ли будет иметь какие-либо значимые последствия.

Эксперт считает, что Роснефть и Русснефть отделяет огромная пропасть в вопросе лоббистских возможностей.
«„Роснефть“ — это особенная компания. Ее потенциал несопоставим с возможностями Гуцериева, которому самому какое-то время пришлось провести в Лондоне из-за проблем с российскими правоохранительными органами. Я думаю, что это заявление рассчитано на публику, и никаких серьезных последствий в виде сокращений, по крайней мере в период выборов президента, за ним не последует», — оценивает ситуацию политолог.
Получить комментарии Русснефти и Минэнерго РФ, а также администрации Нижневартовского района, где расположен попавший в зону риска поселок Новоаганск, не момент подготовки материала не удалось. В Роснефти ситуацию не комментируют.
В пресс-службе администрации Радужного сообщили, что после заявления руководителя Русснефти в городе нет никаких волнений. Глава Сергей Баскаков также не выходил с инициативой переговоров с нефтяниками. «URA.RU» продолжит следить за развитием событий.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в ХМАО? Переходите и подписывайтесь на telegram-канал «Ханты, деньги, нефтевышки», чтобы узнавать все новости первыми!