Куда пристроит Россия своих разоблаченных шпионов
Продолжающаяся история с отравлением отставного полковника ГРУ Сергея Скрипаля вызвала значительный интерес пользователей интернета к теме работы российских спецслужб. 13 сентября интервью о своем путешествии в Солсбери дали Александр Петров и Руслан Боширов. А уже 26 сентября издание The Insider и группа Bellingcat выяснили, что под псевдонимом Боширова на самом деле скрывается полковник ГРУ Анатолий Чепига. Кроме того, в издании узнали его дату и место рождения, учебное заведение и номер войсковой части, в которой он проходил службу.
На этом история разоблачений агентов ГРУ не закончилась. 4 октября власти Нидерландов сообщили о высылке четырех россиян, которые пытались взломать компьютерные сети Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), занимающейся расследованием применения химического оружия в Солсбери. По их данным, подозреваемые работали в структурах российского разведывательного управления. В тот же день американские власти предъявили обвинения семерым россиянам. В Вашингтоне считают, что они офицеры ГРУ и по приказу Москвы осуществляли кибератаки против США и их союзников. О том, что происходит с агентом спецслужб после его разоблачения, оберегает ли его государство и как раскрытие одного влияет на работу всей агентурной службы — в материале «URA.RU»
Что происходит с разведчиком после того, как его разоблачает иностранная контрразведка?
Разоблачение разведчика не всегда приводит к его автоматическому увольнению со службы, рассказал «URA.RU» эксперт в области комплексной безопасности Петр Фефелов. «Бывших не бывает. Возможно, разведчик переходит в другой статус. Он больше не может работать резидентом в иностранном государстве. Он меняет свой профиль в разведывательном ведомстве», — добавил он.
Для подготовки одного кадрового разведчика государство расходует огромное количество ресурсов, говорит военный обозреватель «Комсомольской правды», полковник в отставке Виктор Баранец. «Поэтому было бы расточительством со стороны государства выкидывать его на произвол судьбы. После отставки сотрудников спецслужб их, как правило, пристраивают в определенные структуры, где знание языка, страны и т. д. могло бы приносить максимальную пользу нашей стране», — сказал эксперт. По его словам, разведчики часто переходят на преподавательскую деятельность, устраиваются в аналитические или охранные службы.
«Если человек не может по той или иной причине служить в разведке, ему назначаются содержание и пенсия», — сказал подполковник ФСБ в отставке, вице-президент международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей Филатов. В принципе, разведчики, как и сотрудники силовых ведомств, достаточно рано уходят на пенсию, добавил собеседник агентства.
Ведет ли государство слежку за отставными сотрудниками ГРУ?
После отставки бывший сотрудник спецслужб не исчезает из поля зрения государственных органов, говорит Баранец. По словам эксперта, разведывательное ведомство и дальше продолжает за ним следить:
«до тех пор, пока у государства не появится полная уверенность, что „он не раскололся“, что он наш человек, не потерялся и по-прежнему работает в интересах государства».
Могут ли разведчики пользоваться соцсетями?
Да. Но нельзя регистрировать их под своим именем. Часто для достижения поставленных целей разведчикам приходится использовать все современные средства коммуникации, в том числе и социальные сети, сказал руководитель Экспертного совета по безопасности и взаимоотношению граждан с правоохранительными органами Антон Цветков. «Все зависит от задачи. Каждый разведчик создает для себя легенду — свой образ и тип личности. Аккаунты в соцсетях помогают ему поддерживать эту легенду», — добавил он.
Как раскрытие одного разведчика влияет на работу всей агентурной сети?
Дальнейшая эффективность всей разведывательной сети будет зависеть от того, какую информацию он передаст иностранным властям, говорит Баранец. «Когда раскрывают одного разведчика за рубежом, наша разведывательная сеть сразу „залегает на дно“. Потому что после этого могут активизироваться слежка, наружное наблюдение за другими агентами и их прослушивание. Все это дает сигнал разведчикам, что им пора уезжать домой», — сказал собеседник «URA.RU». По словам Баранца, если же за агентами никто не следит, то они продолжают работать в резидентуре.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.