Существует ли «кодекс чести» у российских олигархов?

Совладелец «Норникеля» Владимир Потанин заявил, что не будет повторно судиться со своим деловым партнером Олегом Дерипаской, пока у него проблемы с санкциями. В интервью газете «Коммерсант» он сказал, что принял такое решение «из соображений остатков бизнес-этики», добавив, что судебные тяжбы «будут восприняты как попытки добить раненого». «URA.RU» решило выяснить, правда ли существует в среде крупных российских предпринимателей своеобразный «кодекс чести»?

Напомним, Олег Дерипаска, UC Rusal и другие подконтрольные ему компании попали в санкционный список США весной этого года. Конфликт между Потаниным и Дерипаской связан с перепродажей доли в «Норникеле». Компания Потанина Bonico Holding Co пыталась выкупить 4% акций «Норникеля» у Романа Абрамовича за 1,5 $ миллиардов. В свою очередь после этого Абрамович направил оферту другому акционеру «Норникеля» — Дерипаске, чтобы они выкупили этот пакет пропорционально своим долям в холдинге (2,1 и 1,9% соответственно). Абрамович и Потанин приняли эту оферту, но Дерипаска увидел в этой сделке признаки сговора и в середине февраля подал иск в суд. А уже через четыре месяца в Высоком суде Лондона он сумел добиться аннулирования этой сделки.
Российская бизнес-элита имеет свой неформальный кодекс поведения, которому она обязана следовать, сказал «URA.RU» директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин. «У бизнесменов есть лишь один интерес — желание максимизировать прибыль и минимизировать убытки. Механизмы эти с течением времени усложняются. Если в период „дикого капитализма“ в России в 90-х годах действовал принцип „хватай все, что плохо лежит“, то сейчас же в предпринимательской среде действует иная модель поведения», — отметил эксперт.
По словам Салина, для защиты своих интересов в жесткой конкурентной борьбе предприниматели вынуждены апеллировать к моральным и нравственным ценностям.
«У участников крупного бизнеса есть понимание, что этап войны всех против всех закончился. Соответственно, им необходимо соблюдать какие-то правила игры. Это осознание пришло к ним не из-за их особого отношения к морали или чести, а из-за понимания, что соблюдение этих принципов выгоднее, чем их несоблюдение», — уточнил собеседник агентства. Таким образом, их «кодекс» базируется на стремлении сохранить и максимизировать прибыль, — добавил Салин.
В выстраивании правил игры и отношений между крупными бизнесменами принимает участие и государство, считает генеральный директор ЦСП Платформа Алексей Фирсов. «Существует мониторинг корпоративных конфликтов, особенно среди участников системообразующих компаний. Сама система мониторинга находится в администрации президента и у правительства. Государство старается не допускать сильных корпоративных конфликтов и часто выполняет функции медиатора процесса», — отметил эксперт.
В случае если же какие-то крупные предприниматели не принимают эти правила игры, то последствия для них могут быть серьезными, продолжает Фирсов. Эксперт напомнил историю конфликта, которая произошла между сенатором Совета Федерации и бизнесменом Сулейманом Керимовым и владельцами группы «Сумма» Зиявудином и Магомедом Магомедовым. В конечном счете весной по обвинению в мошенничестве и растрате братья Магомедовы были задержаны и заключены под стражу на несколько месяцев. Эксперт предположил, что их арест мог быть связан с тем, что Магомедовы пошли на сотрудничество с французскими спецслужбами и передали им информацию о незаконных финансовых операциях Керимова.
«В нашем государстве и бизнес-сообществе явным моветоном является использование предпринимателями зарубежных силовых структур, чтобы победить в конкурентной борьбе», — отметил эксперт.
При этом не считается дурным тоном решать спорные моменты в британских, а не российских судах, говорит Салин. «Почему они выбирают западные суды? Потому что там комфортнее вести судебные дела и главное — у всех есть уверенность, что ни одна из сторон дела не сможет повлиять на решение судьи. В этом отношении крупный бизнес не доверяет российским судам», — пояснил он.
Другое неформальное правило крупного бизнеса — благотворительная деятельность. Таким способом предпринимателем зарабатывается репутационный капитал для развития своего бизнеса, замечает политолог Андрей Колядин. «Есть материальный капитал, а есть еще и нематериальный. При этом порой нематериальный капитал может кратно превышать размер материального. Поэтому такое поведение может быть и частью работы с материальными активами», — заключает эксперт.
Напомним, Олег Дерипаска — основатель крупнейшего в стране благотворительного фонда «Вольное дело». Фонд помогает средним школам по всей стране, охватывая более 86 тысяч российских школьников. Партнер Дерипаски — Олег Потанин учредил «Благотворительный фонд Потанина». Фонд помогает российским студентам и музейным специалистам.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.