9 вопросов о книге, которую должен прочитать каждый уральский босс
Ведущие политики, бизнесмены и управленцы Среднего Урала получили приглашение на громкую книжную презентацию осени. Гендиректор «Коммерсант-Урала» Сергей Плахотин представит очередную, 11 по счету, книгу издательского дома — «Приходы». В книге описывается, как появление старообрядцев, политические интриги в императорском дворе, раскулачивание крестьян, строительство концлагерей изменили культурный слой Свердловской области. Накануне презентации, которая пройдет 14 ноября в «Синара Центре», автор рассказал «URA.RU», почему его книгу должны прочитать те, кто принимает решения.
— Сергей Игоревич, как вы ответили бы на вопрос читателя, взявшего в руки вашу книгу? О чем она?
— Книга описывает 400 лет развития Свердловской области через культурные волны — растянутые во времени события, повлиявшие на формирование нашей территории. Мы выделили около десяти волн, среди которых колонизационная, православная, старообрядческая, горнозаводская, индустриальная советская, лагерная и так далее.
— Какой смысл вы вкладываете в название книги — «Приходы»?
— Во-первых, это приход культурных волн. А во-вторых, церковные приходы были в российских поселениях сосредоточением и власти, и духовной защиты, и информации, то есть важнейшим местом для русского человека.
— В прошлом году вы создавали книгу про криминал (в ноябре 2018-го была презентована книга «Ловцы банд»), в этом году — про культуру и религию. Почему такой резкий поворот?
— Эта книга не только про культуру и религию. Под культурой как раз понимаются все события и явления, которые формируют человека, включая криминал — у нас ведь была и лагерная волна. Что касается поворота… На самом деле, прошлогодние книги были к конкретным датам, а эта уже была в планах, просто в том году не осилили и взялись за нее в марте этого.
— Выход вашей книги, которая все-таки в том числе про культуру и религию, как-то связан с майскими событиями в сквере?
— Никак не связан. Православная и старообрядческая волны действительно сыграли большую роль в истории Среднего Урала. И события в сквере, безусловно, связаны с возвращением и усилением православной волны в настоящее время. В книге события в сквере не отражены и, наверное, ждут своего исследователя.
— Вы описываете десять культурных волн, повлиявших на Урал. В какой волне живем мы?
— В капиталистической волне. В 1990-е годы произошли глобальные изменения формы собственности, всех отношений, человек был вынужден стать другим, подстроиться под эту систему, хотя большая часть населения была сформирована в другой — советской — волне. Капиталистическая волна практически разрушила жизнь во многих населенных пунктах Свердловской области. И реальное восстановление началось только в 2000-х. Прежде всего это касается Екатеринбурга и Верхней Пышмы и некоторых других городов, в которых присутствуют крупные ФПГ (финансово-промышленные группы — прим. ред.). Капиталистическая волна значительно усилила информационную волну и вернула православную.
— Какая волна следующая, как скоро ждать ее наступления?
— Я бы не стал прогнозировать — в нашей стране ожидать можно чего угодно. Но уж точно не хотелось бы усиления лагерной и советской.
— В книге вы рассказываете о политических интригах с участием приближенного российской императрицы Анны Иоановны Бирона, Василия Татищева, уральских промышленников Демидовых. Можно ли найти в вашей книге аналогии с нашим временем?
— На самом деле, все повторяется, все уже было. Например, приватизация промышленности в 40-50 годах 18 века и в наши 90-е. Тогда ее начал Бирон, который послал на Урал Татищева для того, чтобы, во-первых, поприжать Демидова и потом получить с него деньги, а во-вторых, видимо, для того, чтобы Татищев, сам того не сознавая, готовил уральские заводы к приватизации. И хотя афера Бирона была отыграна назад Елизаветой, впоследствии именно при ней дворянская верхушка получила доступ к уральским активам. В 1990-г годы, по сути, было все тоже самое: кто был у власти, или рядом с ней тот и преуспел. В этом смысле ничего не изменилось. Методы меняются, элита меняется, но в целом все одно и то же.
— Среди спонсоров вашей книги — Россети, УГМК, РЖД, «Сима-ленд», «Академический», Полярная грузовая компания. Это было только финансовое участие или представители бизнеса пытались повлиять и на содержание книги?
— На содержание точно никто не влиял. Книга — это дорогой проект: 400 страниц на высококачественной бумаге в твердом переплете. К тому же каждый год мы [издательский дом «Коммерсант-Урал»] проводим презентацию книг, она обходится в серьезные суммы. Вообще мне хотелось бы, чтобы бизнес больше смотрел на культурные проекты, чем на всяких бойцов, певцов и лакированные бумажки с пустыми премиями.
— Какой читатель для вас важнее остальных?
— Для меня очень важно мнение историков, потому что книга основана не на интернете, а на научных трудах. С другой стороны, им [историкам] и читать ничего не надо — они все это и так знают. А вот чтобы наша элита читала — это цель, поскольку в целом уровень знаний властной и деловой элиты не соответствует задачам, которые стоят перед краем. А, не зная истории, руководить неправильно.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!