На Урале в разгар кризиса душат крупный завод
На Урале появился новый виток в банкротном деле «ЕЗ ОЦМ Трейд». Предприятие признали банкротом еще в 2019 году из-за задолженности в размере более миллиарда рублей. Сейчас, поскольку у компании нет средств на погашение такой суммы, к субсидиарной ответственности хотят привлечь бывшее руководство предприятия и материнскую структуру холдинга — АО «Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов» (ЕЗОЦМ).
Последний якобы выстроил преступную схему получения необоснованной налоговой выгоды с НДС (недоимки по налогам являются основным долгом банкрота «ЕЗ ОЦМ Трейд»). Сам завод категорически не согласен с предъявленными обвинениями. Представители «ЕЗ ОЦМ» в судебных процессах доказывают, что непричастны ни к банкротству «дочки», ни к преступным схемам махинаций с НДС. Они уверены, что реальным налоговым мошенникам до сих пор удается успешно уклониться от ответственности.
Как видят преступную схему налоговики
«ЕЗ ОЦМ» занимается аффинажем (очистка от примесей) драгметаллов. Сырье завод получал, в том числе, от «ЕЗ ОЦМ Трейд» — 100% дочерней структуры, своего рода торговый дом при заводе. В свою очередь, «ЕЗ ОЦМ Трейд» закупал сырье у различных поставщиков, в том числе у компании «Ювелиркомплект». Все участники приобретали сырье с включенным в стоимость НДС. По поставкам ломов от Ювелиркомплекта на ЕЗОЦМ-Трейд и предъявлена претензия по НДС в сумме около полумиллиарда рублей. Причина претензий на Завод в том, что налоговый орган считает, что Завод ОЦМ якобы создал дочку, чтобы самому уклониться от налоговой ответственности.
Как выяснили налоговики, «Ювелиркомплект» закупал сырье у ряда оптовиков, в том числе, у компании «Инголд», зарегистрированной в Оренбургской области. Компании, связанные с Инголд, по всей видимости, и похищали НДС.
По мнению же налоговой, именно «ЕЗ ОЦМ» организовал разветвленную преступную схему с многочисленными звеньями контрагентов в целом ряде регионов РФ. По словам арбитражного управляющего Павла Силицкого, этот вывод налоговой уже является косвенным подтверждением того, что в многомиллионной задолженности дочерней структуры и ее банкротстве виноват именно «ЕЗ ОЦМ». Следовательно, предприятие необходимо привлечь к субсидиарной ответственности. По словам управляющего Павла Силицкого, в подобных делах действует презумпция вины: в том случае, если предприятие не согласно с обвинениями, оно должно само доказать обратное.
Опровержение презумпции в судебном процессе
В ходе последнего заседания по делу, которое состоялось 28 февраля, были предоставлены доказательства, опровергающие позицию арбитражного управляющего о вине ЕЗОЦМ в организации незаконной налоговой схемы и банкротстве своей дочки. Представитель Завода ОЦМ Денис Репин сослался на недавно принятое постановление Следственного управления МВД РФ по Свердловской области, которым отказано в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников ЕЗОЦМ Трейд. Доследственная проверка была инициирована самой ФНС РФ и шла более трех лет.
«В ходе проверки не было добыто доказательств, подтверждающих, что „ЕЗ ОЦМ Трейд“ как самостоятельно, так и при посредничестве „ЕЗ ОЦМ“ участвовал в налоговой схеме и тем более создавал схему формальных финансово-хозяйственных отношений с целью получения незаконной налоговой выгоды. Также не установлено и наличие преступного сговора между „Ювелиркомплектом“, „ЕЗ ОЦМ Трейд“ и „ЕЗ ОЦМ“ в целях организации налоговой схемы, отношения данных организаций не выходили за рамки обычной хозяйственной деятельности» — привел выдержки из постановления МВД представитель завода.
При этом, по его словам, в документе говорится о наличии в действиях контрагента «Ювелиркомплекта» — компании «Инголда, признаков преступления, предусмотренного ст. 159 УК (налоговое мошенничество). Полицейские выделили материал в отдельное производство и отправили по подследственности в Оренбургскую область. Известно также, что фактический руководитель «Инголда» находится в федеральном розыске. Компания была зарегистрирована и действовала в г. Москве, однако затем перерегистрировалась в Оренбург. У налоговиков подобное поведение налогоплательщика называется «налоговой миграцией», это явный признак попытки избежать ответственности за налоговые правонарушения.
Также представитель ЕЗОЦМ Репин Денис в процессе сообщил, что Инголд, который, по всем признакам и является организатором преступной схемы, сейчас находится в состоянии банкротства. Налоговая почему-то не стала предъявлять ему финансовые претензии за схемы с НДС, общая сумма недоимки, исходя из опубликованных материалов банкротного дела Инголда, составляет всего 8 млн. руб. Хотя лиц, связанных именно с этой компанией, следствие МВД подозревает в организации миллиардных налоговых хищений.
В процессе выступил также представитель компании «Ювелиркомплект», который заявил, что представляемая им компания никак не аффилирована с «ЕЗ ОЦМ» или «ЕЗ ОЦМ Трейд», работала со многими покупателями и поставщиками. Завод ОЦМ и его дочерняя структура это крупные и всем известные предприятия Свердловской области, приобретающие лома и отходы драгоценных металлов. С компанией Инголд сотрудники Ювелиркомплекта познакомились на выставке в Москве и сочли работу с ним для себя коммерчески выгодной.
Почему налоговая не преследует налоговых мошенников
Почему налоговая не обращается в суд за недомками по НДС к другим контрагентам — осталось под вопросом. Представитель Межрайонной инспекции ФНС №32 отказал URA.RU в комментариях.
В свою очередь участники процесса считают, что, возможно, с непосредственного виновника недоимки НДС налоговой может оказаться слишком сложно взыскивать недоимки. И ФНС, понимая это, выбрала более надежный способ получить деньги — с АО «ЕЗОЦМ» через банкротства «ЕЗ ОЦМ Трейд».
«Есть конкретный контрагент — завод „ЕЗ ОЦМ“, который выглядит платежеспособным. Это некий способ переложить вину на платежеспособного субъекта, а лицо, расхитившее бюджетные средства и которое скрывается, с него же запросто не получить. А завод вот он тут, под рукой, никуда не убежит», — считает представитель бывшего руководителя «ЕЗ ОЦМ Трейд» Андрея Ергина, которого также привлекают к субсидиарной ответственности, адвокат Михаил Яшин.
Также Михаил Яшин высказал мнение, что не понимает, как можно уклониться от налоговой ответственности, создав свою 100% дочернюю компанию. «К тому же ЕЗОЦМ выступал поручителем по банковским гарантиям за ЕЗОЦМ Трейд в пользу ФНС РФ, требующимся при возмещении НДС. Банкротство ЕЗОЦМ-Трейд возникло потому, что налоговый орган затянул проверку и сроки ответственности банка по гарантии истекли. Так от налоговой ответственности на моей богатой адвокатской практике еще никто не уклонялся».
Также своей позицией поделился Станислав Хашковский, представитель бывшего директора завода ОЦМ Александра Андреева, который также привлекается к субсидиарной ответственности в данном процессе. «Никакой вины руководства завода в банкротстве „ЕЗОЦМ-Трейд“ нет. Бизнес „ЕЗОЦМ-Трейд“ был создан и развивался как сбор сырья на рынке ломов и отходов драгоценных металлов для их последующей переработки. Бизнес был непрофильный для завода, поэтому выделен в отдельное юрлицо. То, что третье или четвертое звено не уплатило НДС в Санкт-Петербурге или Москве, на территории другого региона, не должно создавать проблемы аффинажному заводу и его трудовому коллективу на Урале».
По его словам, поскольку экспорт необогащенных драгоценных металлов законодательно ограничен, почти все лома и отходы проходят через аффинажные заводы. И завод ОЦМ — это естественное место сбора отходов драгметаллов. Однако у аффинажного предприятия нет оперативных возможностей отследить все потоки сырья.
«Это проблема режима законности на рынке ломов и отходов, кто за это несет ответственность? Директор завода ОЦМ? По сути на ЕЗОЦМ и его сотрудников перекладывается ответственность за деятельность мошенников в сфере НДС. Однако мы знаем, что фирмы-однодневки, похищающие налог, и регистрируются, и ликвидируются налоговой, им открываются счета в банках, все многомиллиардные платежные транзакции ведь не в сумках передаются, а как-то проходят через банковский контроль по закону о противодействии отмыванию денег, эти компании стоят на учете в Пробирной палате РФ как лицензированные трейдеры драгоценными металлами. И при всем этом растворяются во времени и пространстве с похищенными миллиардами НДС».
Хашковский уверен, что за схему федеральных масштабов не должен нести ответственность ни коллектив сотрудников завода ОЦМ, ни само предприятие. Мы будем следить за развитием событий в этом деле.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!