Путин отправил Украине послание перед встречей в Стамбуле

Президент России Владимир Путин назначил Стамбул местом переговоров по украинскому конфликту, чтобы киевские власти поняли, что совершили роковую ошибку, отказавшись помириться там же в 2022 году. Условия России остаются неизменными: как и три года назад, Москва требует демилитаризации и нейтрального статуса соседней страны, но теперь Украина начнет переговоры истощенной, полуразрушенной и сократившейся в размерах. Киев мог избежать этой участи, если бы не пошел на поводу у западных партнеров, сказал в интервью URA.RU профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ и эксперт клуба «Валдай» Станислав Ткаченко.
— Путин предложил 15 мая провести переговоры по урегулированию украинского конфликта в Стамбуле. Зеленский, в свою очередь, пригласил его увидеться там лично. Это будут первые подобные контакты со времен Стамбульских соглашений весны 2022 года. Тогда попытка достичь мира была сорвана по инициативе Украины и Запада. Как нынешняя ситуация «на земле» изменит или дополнит Стамбульские соглашения?

— Я бы отметил такой символический факт: Россия, возобновляя переговоры в Стамбуле, дает понять Украине, что она совершила трагическую ошибку, пойдя на поводу у западных партнеров и отказавшись от соглашения 2022 года. Стороны начинают диалог там же, где они остановились три года назад: и текст, и место не изменились. Поменялось лишь то, что Киев получил огромные разрушения, понес территориальные и военные потери, и теперь будет заключать договор уже в другой для себя реальности. Это плохая новость для Украины.
Требования России при этом остаются неизменными: нейтральный статус Украины, отказ от вступления в военные альянсы, ограничение численности вооруженных сил и соблюдение прав русскоязычного населения.
— Есть ли сейчас какая-то основа для достижения соглашений? Ведь стороны заняли принципиальную позицию: Украина хочет разместить европейские войска на своей территории и не ограничивать численность армии, Россия настаивает на демилитаризации и нейтральном статусе соседней страны. То же самое касается и территориального вопроса: Киев отказывается выводить ВСУ из новых российских областей.

— Вы правильно заметили, что позиция сторон остается непримиримой, поэтому первая встреча, мне кажется, не получит продолжения какое-то время, пока Украина не убедится окончательно, что ситуация на поле боя для нее стремительно ухудшается. Если же переговоры действительно состоятся, то это будет означать только одно: положение Украины оказалось намного хуже, чем мы предполагали.
Россия сейчас в выгодной позиции, у нее нет оснований снижать планку требований к Киеву. Фронт постепенно сдвигается, а ВСУ испытывают кризис обороны.
То же самое можно сказать и об экономике. Российская демонстрирует устойчивость, украинская фактически в полуразрушенном состоянии и нуждается в европейских бюджетных дотациях, чтобы не потерпеть коллапс. Переговорные позиции Украины с каждым днем будут только ухудшаться, и возобновление дипломатических контактов — вопрос времени.
— На прошлой неделе лидеры Великобритании, Франции, Германии и Польши собрались на саммите в Киеве и в ультимативной форме потребовали от России прекращения огня на 30 дней. В противном случае они грозятся санкциями. Чем полезно такое перемирие Украине и опасно для России?

— Мы прекрасно понимаем, что перемирие нужно Киеву, чтобы спешно перевооружиться, вырыть окопы, вгрызться в землю и отбивать атаки России. Украинской армии срочно требуется передышка, отсюда и такие ультимативные заявления стран ЕС, которые пытаются спасти положение.
Для России такое перемирие опасно тем, что, добившись его, украинские власти потеряют стимул вести переговоры о всеобъемлющем урегулировании конфликта. Киев понимает — ни одного метра территорий он не отвоюет, перспективы в военном конфликте у него скверные, поэтому остановить бои сейчас было бы лучшим для него решением. На это Москва не пошла, и это продуманный ход с нашей стороны. Как только Путин сделал встречное предложение о переговорах в Стамбуле, ультимативное требование лидеров ЕС по прекращению огня исчезло. Оно не будет подниматься, пока идут переговоры.
— Какую роль будет играть Трамп на переговорах? Продолжит ли он дальше участвовать в урегулировании?
— Трамп любит внимание и славу. Вопрос завершения украинского конфликта для него медийный. Не исключаю, что он мечтает о Нобелевской премии мира. Но также можно сказать, что глава Белого дома хочет вывести США из этого конфликта. Для него участие в переговорах, даже через своих представителей, открывает такую возможность. По их итогам он скажет: «Вот, ребята, я отправил своих дипломатов, я добился того, что мирный процесс начался. Если Евросоюз хочет — пусть подхватывает. А не захочет — их дело».
Трампу совершенно не интересен этот вопрос, потому что нынешняя администрация жизненно важные американские интересы видит на Американском континенте, на Панамском перешейке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но никак не в Восточной Европе. Конфликт на Украине для президента США — это грустное наследие Байдена, от которого надо побыстрее избавиться. Он понимает, что у Вашингтона нет рычагов давления на Россию, а Украине он уже выкрутил руки как только мог. Ему проще перестать заниматься этим вопросом и сосредоточиться на тех регионах, которые я уже назвал.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.