«Мне ребята с НТМК рассказывали, что тут творится… Это вакханалия!»
Сергей Носов появляется в Свердловской области в самый неожиданный момент: то вместе с Борисом Ельциным прилетит, то увидится с Росселем накануне смены секретаря ячейки «Единой России». Теперь Носов приехал поддержать тагильчан, пытающихся хоть как-то поставить на место мэра Николая Диденко. Блиц-криг Сергея Константиновича длился всего несколько часов – уже по дороге в «Кольцово» директор «дочки» Рособоронэкспорта рассказал корреспонденту «URA.Ru», что за вакханалия творится в Свердловской области, каким путинским принципам не соответствуют местные политики и как с этим бороться.
- Сергей Константинович, вы хоть и редко бываете в Свердловской области, но для Нижнего Тагила остаетесь авторитетным политиком. Наверняка к вам обращаются знакомые, кандидаты в депутаты по ситуации, которая сложилась в городе.
- Мне сложно объективно оценивать предвыборную кампанию в Нижнем Тагиле – вы правильно заметили, я очень редко бываю в области и узнаю новости от знакомых, не имею возможности разобраться во всем лично. Но то, что мне рассказывают, то, что шокирует моих друзей – это все вполне предсказуемо, и было предсказуемо еще несколько лет назад. Это безобразие, когда под надуманными предлогами не регистрируются кандидаты в депутаты, имеющие мнение хоть сколько-то отличающееся от позиции администрации города… Эта вакханалия рано или поздно закончится.
- А что вас больше всего задело в нынешней кампании? О чем ваши знакомые говорят больше всего?
- Все возмущены тем, как с выборов снимают честных людей, кандидатов с принципами. Прежде всего, конечно, возмущает история с Валентиной Исаевой. Я знаю ее еще как директора тагильской гимназии. Это законопослушный человек с незапятнанной репутацией, и то, что ее заворачивают на регистрации, обвиняют в подделке подписей и ставят, по сути, в один ряд с Михаилом Касьяновым, это не может не вызывать беспокойства. Чисто по-человечески это очень беспокоит.
- Что могут сделать тагильчане, которых это также беспокоит? Есть средства для прекращения этой практики?
- Надо прийти на выборы и высказать свое мнение. Это конституционное право каждого, и никто не сможет его отобрать.
- А возможна ситуация, при которой кандидаты, выдвинутые мэром Николаем Диденко, потерпят крах на выборах, или они точно попадут в новый состав Гордумы?
- Конечно, возможна, и на прошлых выборах это было наглядно показано. Надо только добиться четкого контроля за подсчетом голосов.
- С кем бы из тагильчан я ни разговаривал, все очень плохо отзываются о Николае Диденко, винят его во всех проблемах города. Вы согласны с такой оценкой?
- Каким бы крупным тагильчане не считали свой город, он все равно достаточно компактный и небольшой. Такой город, где роль главы администрации очень высока, и нет ничего удивительного в том, что и городские успехи, и провалы в работе горожане относят к представителям власти. Это естественно, и было бы странно, если бы было иначе.
- Разговариваю с сотрудниками администрации губернатора, и они прямо говорят, что Эдуард Россель в выборы мэра Нижнего Тагила вмешиваться не станет, потому что при всей нелюбви горожан к Диденко они все равно его каждый раз избирают мэром.
- Избиратели, конечно, избирают, но дело не в том, каков итог выборов, а в том, что избирателей, горожан надо уважать. Надо просто посмотреть, какие условия для жизни созданы. Если заботы о горожанах мало – то это уже прямое неуважение.
Если говорить о выборах, то почему на уровне страны у нас происходит преемственность во власти, создается конкурентная среда, чтобы у россиян был выбор, а на уровне муниципалитета этого нет? Мы будем жить гораздо лучше, если этот вектор государственной политики дойдет до всех муниципальных образований, чтобы местные начальники начали уважать своих сограждан.
- Вы редко бываете в Тагиле, но тем интереснее – приезжая в город, вы видите в нем изменения?
- Мне трудно судить – я спрашиваю у тагильчан, что у них меняется. Большинство говорит, что все по-старому. Может быть, это субъективные мнения, но когда их много – власти нужно реагировать на это. Даже когда этот голос еще еле слышен – уже надо прислушиваться. Можно отмахнуться, мол, недостатки есть всегда и будут всегда. Только тут важна пропорция довольных и недовольных.
- Ваш преемник на посту управляющего директора НТМК Кушнарев в интервью нашему агентству прямо говорил о том, что администрация города не слышит комбинат. Когда вы работали на НТМК, противостояние с мэрией было особенно напряженным. По какому принципу вообще складываются отношения администрации и предприятия?
- Мэрия очень сильно озабочена проблемами металлургии, и это не может не радовать. Ну, честно. Следят и за социальным пакетом, и за уровнем зарплат, смотрят, чтобы менеджмент комбината справлялся со своими обязанностями. Но почему у таких хозяйственных руководителей образовался долг перед комбинатом в 700 млн. рублей? Муниципальное предприятие «Тагилэнерго» - а это, по сути, мэрия – должно НТМК за поставку тепла.
Мне ребята с комбината рассказали, что теперь мэрия хочет этот долг реструктуризировать. Мол, когда НТМК был в тяжелом положении, город пошел на уступки и реструктуризировал комбинатовские долги. Но, простите, комбинат очень быстро встал на ноги, а руководство НТМК, при котором возникли долги, ушло в отставку. И это несмотря на то, что долги и банкротство комбината были объективными –экономическая ситуация в стране была крайне тяжелой. Они просто сделали мужественный шаг и ушли с комбината, а сейчас мэрия предлагает повторить прежние схемы, но почему-то никто не берет на себя персональную ответственность. И я что-то ничего не слышал о том, чтобы проверялась работа руководства «Тагилэнерго», сформировавшего этот гигантский долг.
- От выборов 2 марта зависят октябрьские выборы главы города?
- Наверно, связь имеется.
- На ваш взгляд, что может помешать мэру Николаю Диденко участвовать в выборах мэра в октябре?
- По закону он имеет право избираться и быть избранным.
- А совесть?
- Все остальное – это уже ограничение его прав. Законом предусмотрены случаи, когда гражданин России не может принять участие в выборах. Но я не владею в полной мере данными о том, насколько это подходит под данный случай. В основном это слухи, комментировать которые я не могу.
- В прошлом году был арестован достаточно высокопоставленный сотрудник мэрии Нижнего Тагила, и многие горожане ждут продолжения арестов.
- Ничего не могу сказать – просто не владею информацией. Я сейчас все-таки оторван он местной политики.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!