«Нам есть над чем еще работать». Людей с улицы пригласили провести совещание в министерстве. На ковер к народу явился министр
Здание свердловского мингосимущества сегодня превратилось в оплот демократии. Впервые за всю историю регионального кабмина общественникам позволили собрать на территории министерства свое совещание. Мало кто ждал, но на «ковер» к представителям общественных движений, защищающих объекты культурного наследия, явился и глава МУГИСО Алексей Пьянков, и его зам Артем Богачев. За год, что МУГИСО передана от минкультуры и туризма функция охраны памятников, они, очевидно, так устали отвечать на единичные нападки, что решили поговорить со всеми разом.
Чиновники сразу дали понять — они на стороне общественников. «Злейшие наши с вами враги в вопросе сохранения культурного наследия — инвесторы и застройщики», — неожиданно заявил Богачев, потом, впрочем, сгладив риторику: «Но мы не должны создавать барьеры для развития градостроительной деятельности и привлечения инвесторов, нам с вами нужно искать баланс».
А Пьянков призвал активистов к конструктивному общению. «Сегодня мы хотели бы услышать от вас все накопившиеся вопросы и решения, даже те, что кажутся вам нереализуемыми. В дальнейшем мы планируем более тесно встречаться с вами, рассчитываем на вашу поддержку. — доверительно говорил министр. — Поэтому не надо официоза и пафоса, говорите, как есть. Я уверен, что у нас уже замылился глаз на решение этих проблем...».
Но не все были конструктивны. Известный защитник памятников в Екатеринбурге Олег Букин сразу заявил Пьянкову: «Министерство не справляется со своей работой, оно хуже министерства культуры и туризма. Перестройки и перепланировки памятников продолжаются, и на Центральном стадионе это подтвердилось».
А одна из активисток и представительница движения «Реальная история» Марина Сахарова, которая выступила организатором собрания, пожаловалась, что культурно-охранная деятельность тормозится элементарной путаницей. Различные перечни объектов культурного наследия противоречат друг другу, а число организаций в этой сфере способно сбить с ног. «Большая проблема — нет ответственных. Мы бегаем от МУГИСО к горадминистрации. У нас огромное количество организаций, которые занимаются этими вопросами, и огромное количество зданий в неудовлетворительном состоянии, 80 таких зданий», — отметила г-жа Сахарова. Она предложила устранить все разночтения, назначить наконец ответственных и включить Екатеринбург в список наследия ЮНЕСКО.
«Екатеринбург уже приблизился к точке невозврата, мы празднуем 290 лет города, но на сегодняшний момент у нас 18 века не осталось вообще», — с грустью констатировала Сахарова.
В ответ на критику Пьянков вооружился цифрами: «Вы не найдете ни одного постановления о сносе или реконструкции, подписанного МУГИСО. Все, что делается, было утверждено до нас». По его словам, Минтуризма за год возбудило два дела об административных правонарушениях, а МУГИСО — 20. «Когда мы привлекали администрацию города за снос Краснознаменной группы, мы так все оформили, что суд нас поддержал. МУГИСО работает, и это при условии что ни одной штатной единицы нам не дали. Порой люди до ночи сидят, хотя нам есть, над чем еще работать», — подчеркнул министр.
Но самым эмоциональным, пожалуй, было выступление члена ВООПИК Геннадия Сергеева, который буквально сыпал образными выражениями: «Из памятников делают муляжи, вырывают, как бриллиант из оправы», а «снеся Пассаж, городу буквально сломали хребет», при этом памятники — это как «морщины на лице матери или отца», что мало понимают градостроители: «Там, где нужен пластический хирург — приглашают палача». Сергеев обеспокоен вырубкой старых деревьев в городе, что в итоге выливается в человеческие жертвы от выхлопных газов, не говоря уже о страданиях эмоциональных. «Кто навязал городу стиль английских парков?.. А кто подумал о людях, для которых каждая травинка — живое существо», — задавался Сергеев скорее риторическими вопросами.
Общественники уверены: единственный реальный способ сохранить оставшиеся объекты культурного наследия — придать Екатеринбургу статус исторического поселения, что якобы «максимально затрудняет МУГИСО». Активисты традиционно ратовали за мораторий реконструкций и запрет освоения земельных участков в непосредственной близости от культурных объектов. «Мы не хотим постоянно бегать по городу с факелом, чтобы не допустить сноса», — подчеркнул Букин.
«Статус исторического поселения — предложение интересное, мы готовы рассматривать, но мы же понимаем, что принятие этого решения повлечет обязательства не только для государства, но и для тысяч жителей Екатеринбурга, особенно в его центральной части в вопросах пользования жилыми помещениями. Мы не можем, руководствуясь благими намерениями в сфере охраны, ущемить права людей», — вкрадчиво ответил министр, и с его логикой было сложно поспорить. Ведь, к сожалению, пока предложения общественников, хоть и благие, но совершенно неприменимые к реальной жизни.
Диалог с активистами Пьянков вел практически два часа. В итоге, стороны решили, что нужно создавать экспертный совет. Правда, судя по тому, что собрание закончилось криками, услышать друг друга члены этого совета вряд ли смогут.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!