Кто следующий? Федеральные эксперты поместили один из крупнейший уральских банков в зону риска. Банкиры ответили критикой
55 банков, в том числе шесть из первой сотни, уязвимы к оттоку депозитов. На 1 марта скорректированный по методике «Эксперт РА» норматив текущей ликвидности Н3, отражающий риск потери банком платежеспособности в течение 30 дней, находится на критически низком уровне (менее 50%) у шести из 100 крупнейших банков, посчитали аналитики агентства. А всего банков, которые по этому показателю в зоне риска, набралось 55 против 42 месяцем ранее, пишут «Ведомости».
ЦБ установил минимальное значение норматива Н3 на уровне 50%, но «Эксперт РА» при расчете чувствительности банка к оттоку средств увеличивает обязательства на 10% от объема клиентских средств срочностью свыше 30 дней. Это дает более достоверную картину, считают аналитики агентства.
Среди кредитных организаций «в зоне риска» шесть из сотни крупнейших: Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР), Московский индустриальный банк (МИнБ), Инвестторгбанк, Фондсервисбанк, Балтинвестбанк и «Таврический». Их запас ликвидности, по мнению «Эксперт РА», не компенсирует возможное досрочное изъятие длинных пассивов.
Месяц назад банков с низким Н3 было 42, а 1 октября — 36, в том числе три из топ-100. Среди них лишившийся в декабре лицензии Инвестбанк. Из банков с низким скорректированным Н3 на 1 февраля три остались без лицензий. Это «Сберкред банк» (47,9%), «Монолит» (45%) и «Мой банк. Ипотека» (18,5%) который ЦБ долго пытался спасти, но вчера все же лишил лицензии.
Банкиры считают требования «Эксперт РА» слишком строгими.
Банки в своих расчетах опираются на методики ЦБ, говорит директор департамента управления ресурсами Инвестторгбанка Олег Тежельников. В его банке Н3 на 1 февраля составлял 56,6%, на 1 марта — 53,9%. «Мы регулярно проводим стресс-тесты и чувствуем себя вполне уверенно», — говорит Тежельников. МИнБ выполняет все нормативы ликвидности, утвержденные регулятором, сказал вице-президент Александр Новиков. Он не ожидает существенного оттока вкладов.
Вопрос, где взять ликвидность, сейчас занимает большинство банкиров, на дефицит ликвидности влияют и события на Украине, признает Тежельников. Его рецепт — сокращение кредитования и наращивание депозитного портфеля, «хотя это и непросто». Рынок рассчитывает и на поддержку государства, добавляет банкир.
Президент УБРиР Антон Соловьев не видит рисков для своего банка и критикует методику «Эксперт РА»: грубо оценивая риск в 10% от обязательств, аналитики не учитывают особенностей структуры пассивов конкретного банка. По словам Соловьева, даже с учетом обязательств по репо банк без труда удерживает Н3 на уровне 55-60% и этого «более чем достаточно».
Соловьев считает, что процесс оттока депозитов, носивший взрывной характер в конце прошлого — начале этого года, сейчас завершен. «Клиенты заложились на худшие варианты, и от этого выиграли лидирующие в своих „домашних“ регионах банки. В УБРиР, к примеру, за февраль сумма пополнения депозитов физлиц увеличилась на 3%», — говорит он.
В Фондсервисбанке, Балтинвестбанке и банке «Таврический» комментарии «Ведомостям» получить не удалось.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Не упустите шанс быть в числе первых, кто узнает о главных новостях России и мира! Присоединяйтесь к подписчикам telegram-канала URA.RU и всегда оставайтесь в курсе событий, которые формируют нашу жизнь. Подписаться на URA.RU.