У Екатеринбурга еще 12 лет не будет оправдания своего существования. Стратегический план столицы Урала разочаровал своих реализаторов
Стратегический план Екатеринбурга до 2030 года пока не позволяет рассчитывать на удержание городом столичной ауры. Эксперты, ставшие 1 февраля слушателями Программного совета стратегического развития города, оценили представленный мэрией документ. На мероприятии, прошедшем в Уральском центре развития дизайна УрГАХУ, прозвучал доклад главы администрации Александра Якоба, который затем обсудили бизнесмены, общественники и представители власти.
Диалога присутствовавшим не хватило: отчасти из-за «не слишком широко представленной общественности» (она была крайне малочисленна), отчасти по причине зарегулированности, которая сделала мероприятие «немного похожим на партсобрание». «Я бы, конечно, советовал уменьшить доклад и поменять это время на живое общение с людьми. Неравнодушные люди там, я уверен, были, а поскольку уж они оказывают влияние на политику города — они должны очень много вариться в общем котле, не давая покоя друг другу, все повышая и повышая планку качества. Помимо этого, хотелось бы услышать оценку стратегического плана, который был раньше — до 2025 года. Но этой оценки в той части, насколько планы совпали с реализацией, не прозвучало. Главным в плане было равнение на человека — это очень правильно, другой вопрос, насколько получится это все воплотить», — поделился впечатлением от обсуждения депутат екатеринбургской гордумы Михаил Гаранин.
Александр Якоб разделил возможные стратегии на три подхода: базовый, инерционный и инновационный — уточнив, что Екатеринбург следует последнему варианту. Гаранин, однако, уверен, что «инновация подразумевает прорыв, в некотором смысле революцию, а не поступательную эволюцию».
С этим согласен и эксперт-урбанист Сергей Ермак. Стратплан ему показался «качественно написанным документом», который, однако, «не касается прорыва», из-за чего «всю последнюю пятилетку Екатеринбург постепенно отступал в развитии перед Казанью, Новосибирском и даже таким городами, как Воронеж, про которые еще недавно никто и не слышал». «Больше всего мне понравилась комплексность подхода — про все стороны жизни. Здорово проработаны, потому что с давних времен еще их обсуждают — пространственное развитие и транспортную инфраструктуру. Социалка формулировалась из глубины веков, потому как обсуждали увеличение фонда библиотек зачем-то, оценку объема брачности и разводов и другие парадоксы. Отвратительный блок по жилищному строительству — блок сакцентировали на ЖКХ, а не на жилищной политике для людей и про людей, про новые дома и стимуляцию застройщиков», — оценивает Ермак.
Эксперт признался, что лично ему в новой стратегии не хватило «выделения особенностей Екатеринбурга — иными словами, оправдания его существования среди прочих городов-миллионников». «Это город айтишников, город делового туризма, грандиозных мероприятий — одна, две, три идеи, которые делают город особенным на карте страны. Слова амбициозные сказаны, но все в той же парадигме, которая в начале 2000-х годов проговорена была. При этом очень хочется, чтобы в стратегии появилась часть про бренд Екатеринбурга», — объяснил урбанист.
Не увидел особых амбиций в озвученном документе и директор по развитию «Атомстройкомплекса» Виктор Ананьев: «То, что стратегия есть и обсуждается публично, очень хорошо. На мой взгляд, стратегии не хватает названия, основной мысли. Стратегия-2030 — это больше интерполяция текущих трендов. В целом все неплохо, но качественного роста нет. Екатеринбург может и должен стать глобальным городом, это должно быть главной темой стратегии. Но пока, если коротко, амбициозных целей и крупных проектов нет, а они должны быть».
Не исключено, что отсутствие завышенных амбиций в стратегии города обусловлено сегодняшними способностями бизнеса. Он может и готов ее воплотить, а потому и принял, о чем уверенно свидетельствует управляющий по недвижимости «Группы ЛСР» на Урале Владимир Крицкий, также присутствовавший сегодня на совете.
«Первая стратегия — до 2015 года — была выполнена досрочно, в 2010 году, стратегию до 2020 года тоже уже выполнили. Сейчас стратегия до 2030 года, и в ней амбициозные и по-настоящему напряженные цифры. Совершенно точно, что бизнес эту стратегию принял: если бы она его не устраивала, он бы прямо сказал, что документ нереальный и не соответствует ни планам, ни стратегиям бизнеса. Но раз всех устроило — сейчас другая задача, чтобы быстрее сделать нормативную базу под все запланированное и начинать реализовывать, пусть даже снова с опережением», — отметил эксперт.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Что случилось в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле? Переходите и подписывайтесь на telegram-каналы «Екатское чтиво» и «Наш Нижний Тагил», чтобы узнавать все новости первыми!